Врач изучает человеческий организм, борется с болезнями, укрепляет здоровье людей, продлевает их жизнь. Оказывает непосредственную медицинскую помощь в больницах, поликлиниках, диспансерах, в клиниках учебных и научно-исследовательских институтов, в санаториях, профилакториях.
Общая характеристика профессии
Характер деятельности врача различен в зависимости от его специализации (хирург, терапевт, педиатр и т.д.) и от того, где он работает — в поликлинике или в больнице. В поликлинику обращается большинство впервые заболевших.
При встрече с каждым из них врач за очень короткое время должен решить множество вопросов: проанализировать состояние больного, определить методы, средства лечения и степень его трудоспособности. Врач проводит профилактические мероприятия (прививки, медицинские осмотры, диспансерные наблюдения за больными, стоящими на учете), экспертизу трудоспособности, при необходимости направляет больных в стационар.
В больницах лечащие врачи ежедневно осматривают больных, назначают лечение, выполняют всевозможные манипуляции, включая хирургические операции, организуют консультации и консилиумы.
Врач, по определению толкового словаря, – это лицо с высшим медицинским образованием, лечащее больных. Вся деятельность врача посвящена людям, борьбе за их здоровье и долголетие.
Эмблема медицины – змея, обвивающая чашу. Эта эмблема восходит к древнему культу животных. Змея издавна считалась олицетворением мудрости. А чаша – вместилищем змеиного яда, с незапамятных времен применявшегося людьми в лечебных целях.
В государствах Древнего мира (Индии, Риме, Греции) уже за несколько веков до нашей эры были люди, которые занимались врачеванием (лечением) людей. Их называли хирургами. У греков и римлян времен Гиппократа хирургия достигла высокого уровня развития. Первым хирургом считается Хирон. В средние века хирурги-ремесленники вели кочевой образ жизни. Они раскидывали палатки прямо на площади и принимали больных. Операции, которые делал врач, были несложными и выполнялись с помощью инструментов, использовавшихся в быту, например, кузнечные клещи, ножи.
В настоящее время в стране создана разветвленная сеть больниц, диспансеров и медицинских институтов, аптек и лабораторий, санаториев и оздоровительных комплексов, в которых трудятся сотни тысяч врачей.
В сфере медицины существует пять специальностей:
- «Лечебное дело» – врач подготовлен для организации и проведения профилактической и лечебной деятельности среди взрослого населения.
- «Педиатрия» — врач педиатр лечит детей.
- «Медико-профилактическое дело» — врач гигиенист эпидемиолог осуществляет мероприятия по предупреждению и снижению заболеваний.
- «Стоматология» — врач стоматолог отвечает за предупреждение, диагностику и лечение заболеваний челюстно-лицевой области у взрослых и детей.
- «Фармация» — провизор обеспечивает население лекарственными средствами и медицинскими препаратами.
Содержание труда
Существует много специализаций врачей. Рассмотрим две из них:
- врач-терапевт – работа терапевта складывается из трех основных элементов: диагностика болезни, лечение и профилактика заболеваний у взрослого населения;
- врач-педиатр – детский врач, он следит за развитием детей до 18 лет и лечит их болезни.
Независимо от специализации и места трудовой деятельности, в обязанности врачей терапевтов и педиатров входят:
- обследование больных;
- установление диагноза;
- проведение лечения различных заболеваний;
- оказание экстренной медицинской помощи;
- осуществление профилактических, реабилитационных, экспертных мероприятий;
- внедрение современных методов лечения и лекарственных препаратов;
- проведение санитарно-просветительской деятельности среди населения.
Таким образом, основная цель деятельности врача – это лечение больных людей и предупреждение заболеваний среди населения.
Основные предметы труда — человек (медицинское обслуживание) и природа (человек как биологический объект), сопутствующий – знаковая система (тексты на русском и латинском языках, документы).
В своей работе врач использует вещественные (орудийные) средства труда — ручные (иглы, крючки, пинцет и др.), электрические (хирургические крючки, пинцет и др.), измерительные устройства (прибор для измерения давления и др.).
Но основными являются его невещественные (функциональные) средства — аналитическое мышление, долговременная логическая и сенсорная память, произвольное внимание; общая хорошая координация движений тела, грамотная доступная, речь; а также органы чувств – зрение, слух, обоняние, осязание (хорошая пальцевая чувствительность).
Работа врача имеет четко определенный характер и осуществляется в соответствии с действующими:
- должностными обязанностями;
- нормативными правовыми актами и справочными материалами;
- принципами оказания лекарственной и неотложной медицинской помощи населению;
- правилами гигиены и санитарии;
- нормами профессиональной этики.
Труд врача имеет такую организацию, при которой он самостоятельно от начала и до конца выполняет свою работу и за нее отвечает, но иногда выполнение трудовых заданий зависит от процесса и результата других людей (врачи других специализаций, медсестра).
Функционально врач является организатором активности других людей (пациенты, врачи других специализаций, страховые компании и т. д.).
Контакты у врача многочисленные — это в основном пациенты и сотрудники по работе.
Ответственность у врача повышенная – за жизнь и здоровье людей и моральная — сохранение врачебной тайны.
Врач работает в помещении в комфортных условиях, но иногда и за пределами кабинета, рабочая поза – сидя, стоя.
Психофизиологическую напряженность в работу врача могут вносить следующие факторы:
- повышенная ответственность – за жизнь и здоровье людей и моральная;
- постоянное общение с людьми и связанное с этим эмоциональное напряжение физические нагрузки (необходимость работать длительное время в неудобном положении);
- выполнение обязанностей в ночную смену, возможность экстренных вызовов к больным;
- возможность опасности, связанной с риском для здоровья больного и собственного (инфицирование);
- нарушение социальной потребности в эстетических ощущениях при восприятии другого человека (возрастные и физические особенности пациента, нечистоплотность).
Требования профессии к индивидуальным способностям специалиста
- нервно-психическая устойчивость;
- развитое словесно-логическое, аналитическое мышление;
- хорошая долговременная логическая и сенсорная память, (зрительная, слуховая, обонятельная, тактильная);
- произвольное внимание;
- физическая выносливость;
- высокая координация кистей рук, пальцев, тонкая осязательная чувствительность пальцев рук;
- умение соизмерить и дозировать усилия;
- выносливость зрительного анализатора;
- четкая речь.
Личностные качества, интересы и склонности
- терпеливость и выдержанность;
- доброжелательность и приветливость;
- готовность в любое время оказать нуждающимся медицинскую помощь;
- ответственность;
- аккуратность;
- тактичность;
- оптимистичность;
- внимательность;
- бескорыстность.
Врач должен знать
- основы общетеоретических дисциплин;
- основы социальной гигиены, принципы и формы организации скорой медицинской помощи;
- деонтологию, реанимацию и интенсивную терапию;
- правила ведения медицинской документации.
Профессионально важные качества
- сострадание;
- ответственность;
- оптимизм;
- наблюдательность;
- терпение;
- аккуратность;
- хорошая память;
- отсутствие брезгливости;
- решительность;
- выдержка;
- эмоциональная устойчивость;
- умение общаться с людьми и вселять уверенность.
Медицинские противопоказания
- дефекты зрения и слуха;
- нервные и психические заболевания;
- инфекционные заболевания.
Родственные профессии
Врачи всех клинических специализаций, медсестра, акушерка, фельдшер, санитарный врач, ветеринар, психолог, социальный работник.
Источник: https://start-365.ru