Кто такой врач и чем он занимается: общая характеристика профессии

Кто такой врач и чем он занимается: общая характеристика профессии
Поделиться

Врач изучает человеческий организм, борется с болезнями, укрепляет здоровье людей, продлевает их жизнь. Оказывает непосредственную медицинскую помощь в больницах, поликлиниках, диспансерах, в клиниках учебных и научно-исследовательских институтов, в санаториях, профилакториях.

Общая характеристика профессии

Характер деятельности врача различен в зависимости от его специализации (хирург, терапевт, педиатр и т.д.) и от того, где он работает — в поликлинике или в больнице. В поликлинику обращается большинство впервые заболевших.

При встрече с каждым из них врач за очень короткое время должен решить множество вопросов: проанализировать состояние больного, определить методы, средства лечения и степень его трудоспособности. Врач проводит профилактические мероприятия (прививки, медицинские осмотры, диспансерные наблюдения за больными, стоящими на учете), экспертизу трудоспособности, при необходимости направляет больных в стационар.

В больницах лечащие врачи ежедневно осматривают больных, назначают лечение, выполняют всевозможные манипуляции, включая хирургические операции, организуют консультации и консилиумы.

Врач, по определению толкового словаря, – это лицо с высшим медицинским образованием, лечащее больных. Вся деятельность врача посвящена людям, борьбе за их здоровье и долголетие.

Эмблема медицины – змея, обвивающая чашу. Эта эмблема восходит к древнему культу животных. Змея издавна считалась олицетворением мудрости. А чаша – вместилищем змеиного яда, с незапамятных времен применявшегося людьми в лечебных целях.

В государствах Древнего мира (Индии, Риме, Греции) уже за несколько веков до нашей эры были люди, которые занимались врачеванием (лечением) людей. Их называли хирургами. У греков и римлян времен Гиппократа хирургия достигла высокого уровня развития. Первым хирургом считается Хирон. В средние века хирурги-ремесленники вели кочевой образ жизни. Они раскидывали палатки прямо на площади и принимали больных. Операции, которые делал врач, были несложными и выполнялись с помощью инструментов, использовавшихся в быту, например, кузнечные клещи, ножи.

В настоящее время в стране создана разветвленная сеть больниц, диспансеров и медицинских институтов, аптек и лабораторий, санаториев и оздоровительных комплексов, в которых трудятся сотни тысяч врачей.

В сфере медицины существует пять специальностей:

  1. «Лечебное дело» – врач подготовлен для организации и проведения профилактической и лечебной деятельности среди взрослого населения.
  2. «Педиатрия» — врач педиатр лечит детей.
  3. «Медико-профилактическое дело» — врач гигиенист эпидемиолог осуществляет мероприятия по предупреждению и снижению заболеваний.
  4. «Стоматология» — врач стоматолог отвечает за предупреждение, диагностику и лечение заболеваний челюстно-лицевой области у взрослых и детей.
  5. «Фармация» — провизор обеспечивает население лекарственными средствами и медицинскими препаратами.

Содержание труда

Существует много специализаций врачей. Рассмотрим две из них:

  • врач-терапевт – работа терапевта складывается из трех основных элементов: диагностика болезни, лечение и профилактика заболеваний у взрослого населения;
  • врач-педиатр – детский врач, он следит за развитием детей до 18 лет и лечит их болезни.

Независимо от специализации и места трудовой деятельности, в обязанности врачей терапевтов и педиатров входят:

  • обследование больных;
  • установление диагноза;
  • проведение лечения различных заболеваний;
  • оказание экстренной медицинской помощи;
  • осуществление профилактических, реабилитационных, экспертных мероприятий;
  • внедрение современных методов лечения и лекарственных препаратов;
  • проведение санитарно-просветительской деятельности среди населения.

Таким образом, основная цель деятельности врача – это лечение больных людей и предупреждение заболеваний среди населения.

Основные предметы труда — человек (медицинское обслуживание) и природа (человек как биологический объект), сопутствующий – знаковая система (тексты на русском и латинском языках, документы).

В своей работе врач использует вещественные (орудийные) средства труда — ручные (иглы, крючки, пинцет и др.), электрические (хирургические крючки, пинцет и др.), измерительные устройства (прибор для измерения давления и др.).

Но основными являются его невещественные (функциональные) средства — аналитическое мышление, долговременная логическая и сенсорная память, произвольное внимание; общая хорошая координация движений тела, грамотная доступная, речь; а также органы чувств – зрение, слух, обоняние, осязание (хорошая пальцевая чувствительность).

Работа врача имеет четко определенный характер и осуществляется в соответствии с действующими:

  • должностными обязанностями;
  • нормативными правовыми актами и справочными материалами;
  • принципами оказания лекарственной и неотложной медицинской помощи населению;
  • правилами гигиены и санитарии;
  • нормами профессиональной этики.

Труд врача имеет такую организацию, при которой он самостоятельно от начала и до конца выполняет свою работу и за нее отвечает, но иногда выполнение трудовых заданий зависит от процесса и результата других людей (врачи других специализаций, медсестра).

Функционально врач является организатором активности других людей (пациенты, врачи других специализаций, страховые компании и т. д.).

Контакты у врача многочисленные — это в основном пациенты и сотрудники по работе.

Ответственность у врача повышенная – за жизнь и здоровье людей и моральная — сохранение врачебной тайны.

Врач работает в помещении в комфортных условиях, но иногда и за пределами кабинета, рабочая поза – сидя, стоя.

Психофизиологическую напряженность в работу врача могут вносить следующие факторы:

  • повышенная ответственность – за жизнь и здоровье людей и моральная;
  • постоянное общение с людьми и связанное с этим эмоциональное напряжение физические нагрузки (необходимость работать длительное время в неудобном положении);
  • выполнение обязанностей в ночную смену, возможность экстренных вызовов к больным;
  • возможность опасности, связанной с риском для здоровья больного и собственного (инфицирование);
  • нарушение социальной потребности в эстетических ощущениях при восприятии другого человека (возрастные и физические особенности пациента, нечистоплотность).

Требования профессии к индивидуальным способностям специалиста

  • нервно-психическая устойчивость;
  • развитое словесно-логическое, аналитическое мышление;
  • хорошая долговременная логическая и сенсорная память, (зрительная, слуховая, обонятельная, тактильная);
  • произвольное внимание;
  • физическая выносливость;
  • высокая координация кистей рук, пальцев, тонкая осязательная чувствительность пальцев рук;
  • умение соизмерить и дозировать усилия;
  • выносливость зрительного анализатора;
  • четкая речь.

Личностные качества, интересы и склонности

  • терпеливость и выдержанность;
  • доброжелательность и приветливость;
  • готовность в любое время оказать нуждающимся медицинскую помощь;
  • ответственность;
  • аккуратность;
  • тактичность;
  • оптимистичность;
  • внимательность;
  • бескорыстность.

Врач должен знать

  • основы общетеоретических дисциплин;
  • основы социальной гигиены, принципы и формы организации скорой медицинской помощи;
  • деонтологию, реанимацию и интенсивную терапию;
  • правила ведения медицинской документации.

Профессионально важные качества

  • сострадание;
  • ответственность;
  • оптимизм;
  • наблюдательность;
  • терпение;
  • аккуратность;
  • хорошая память;
  • отсутствие брезгливости;
  • решительность;
  • выдержка;
  • эмоциональная устойчивость;
  • умение общаться с людьми и вселять уверенность.

Медицинские противопоказания

  • дефекты зрения и слуха;
  • нервные и психические заболевания;
  • инфекционные заболевания.

Родственные профессии

Врачи всех клинических специализаций, медсестра, акушерка, фельдшер, санитарный врач, ветеринар, психолог, социальный работник.

Источник: https://start-365.ru


Поделиться

Следующая запись

Как получить максимум практической пользы от обучения персонала?

Ср Мар 31 , 2021
ПоделитьсяКак показывает статистика, обучение персонала не всегда приводит к положительным изменениям в рабочем процессе. Это происходит по определенным причинам, большая часть которых зависит от неправильного подхода руководства компании к организации обучения персонала. Таким образом, процесс обучения персонала теряет свою эффективность и не приносит никакой пользы для компании. Чтобы получить максимальную […]
Как получить максимум практической пользы от обучения персонала