Поскольку оценка персонала – не самоцель, а служит для решения различных управленческих задач, возникает вопрос о её эффективности как инструмента. Понятие эффективности предполагает не только степень реализации поставленных нами целей (получилось – не получилось), но и цену вопроса: чем нам пришлось заплатить за желаемый результат? И готовы ли мы платить за него такую цену?
В большинстве случаев в экономических расчетах в области управления персоналом учитываются только прямые затраты: например, оплата труда сотрудников и оплата услуг внешних поставщиков (кадровые агентства, учебные компании, консультанты и т. Д.). Возникает иллюзия, что оценка персонала за счет собственных затрат организации, так сказать, бесплатна. Фактически, это требует значительных трудозатрат, которые могут быть оценены примерно в 3 человеко-часа на каждого оцениваемого сотрудника. По оценкам, на 100 сотрудников потребуется около 40 человек в день. Кроме того, максимальная нагрузка ложится на управленческую команду компании, которая уже достаточно занята.
Кадровый аудит.
Периодический анализ состояния персонала организации с целью наведения порядка в численном и качественном составе персонала компании. Оцените оптимальность трудовых ресурсов, необходимость и целесообразность изменений в заработной плате, смен персонала, повышения квалификации, сокращения или увеличения численности.
Мотивирование персонала.
Вряд ли стоит кого-либо убеждать, что высокая мотивация, вовлечённость персонала обеспечивает процветание компании. Тем не менее, часто работники страдают от отсутствия внимания к себе, не получают обратной связи (кроме замечаний), не видят краткосрочных и долгосрочных перспектив. Для высокой мотивации человеку необходимо понимать, чего именно ждёт от него компания; при каких условиях он получит вознаграждение, есть ли у него возможности для дальнейшего служебного и профессионального роста.
Создание резерва выдвижения.
Дефицит ресурсов российского рынка труда заставляет предприятия обратить внимание на потенциал собственных сотрудников. Сейчас надёжнее и дешевле оказывается вырастить менеджера в собственном коллективе, чем долго искать его во внешней среде, рискуя ошибиться.
Определение потребностей в обучении персонала.
Ориентация на внутренний рынок труда включает в себя не только назначение менеджеров из числа своих работников, но и повышение квалификации значительной части персонала. Чаще всего это связано с внедрением новых информационных и производственных технологий, продуктов и товаров, а также систем обслуживания клиентов. Необходимо оценить, насколько сотрудники готовы решать новые задачи, работать в новых условиях.
Сокращение персонала.
Компании должны не только развивать и мотивировать своих сотрудников, но и время от времени избавляться от лишних сотрудников. Чаще всего это происходит, когда компания переходит во владение новых владельцев, когда компания перестраивается или из-за экономического кризиса. Основная задача оценки персонала для сокращения не состоит в том, чтобы сделать неправильный выбор. Иногда сокращение никак не вредит худшим сотрудникам …
Люди с высоким потенциалом после прочтения сокращения, вероятно, не будут ждать, но начнут искать новое место. Оценка персонала является ответом на вопрос, в ущерб которому должны быть сделаны сокращения, чтобы не только остаться с меньшим количеством сотрудников, но также и с меньшими и худшими сотрудниками.
Для каждой организации в разные периоды развития некоторые из этих задач становятся важными, а другие теряют свою важность. Самым универсальным из них является аудит трудовых ресурсов: как и любая операция по восстановлению заказа, стоит делать это время от времени.